Здоровьесберегающая деятельность- это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Под методами здоровьесберегающих технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решить задачи педагогики оздоровления.
Метод обучения — это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения.
Методы обучения подразделяются на специфические и общепедагогические.
К специфическим и общепедагогическим методам относятся: рассказ, дидактический рассказ, беседа, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнения, практический метод, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод.
К общепедагогическим методам относятся: лекция, дискуссия, работа с книгой, наглядность, лабораторный метод, познавательная игра, методы программированного обучения, обучающий контроль.
К специфическим методам относятся: активные методы обучения, воспитательские, просветительские и образовательные программы.
Более подробно я хотела бы остановиться на некоторых из них.
В настоящее время большое внимание уделяется проектной деятельности.
В основе метода проектов лежат следующие ценности:
• целесообразная деятельность учащихся,
• ориентация на личный интерес ребёнка,
• практическая востребованность полученных знаний. Работа над осуществлением какого-либо проекта объединяет различные формы деятельности (коллективная, групповая, индивидуальная), различные технологии и приёмы (беседа, игра, опрос, дебаты, дискуссия).
Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.
Проект — это деятельность, мотивом которой является разрешение какой-либо проблемной ситуации, требующее творческого, исследовательского подхода, инициативы ребёнка, коллективного взаимодействия. Например: “У инопланетянина сломалась летающая тарелка. Он вынужден провести некоторое время в нашем городе. Ему очень трудно сориентироваться в нашем пространстве, т. к. он говорит только на английском языке. Какую помощь вы можете предложить ему?” Предположительное продолжение этой ситуации — составление и презентация на английском языке карты города. Здесь будут задействованы следующие темы: “Профессии”, “Город, где я живу”, “Цвета”, “Животные”.
Мы выделяем следующие этапы осуществления проекта:
1. Предъявление проблемы.
Цель: создание мотивации деятельности
2. Обсуждение вариантов решения проблемы и выбор направления решения.
Цель: определение формы реализации проекта
З. Реализация проекта.
Цель: сюжетно связанное введение и активизация языкового материала
4. Представление результатов. Защита проекта.
Цель: применение умений и навыков на практике
5. Анализ результатов.
Цель: оценка работы, возможное формирование нового проектного поля
Данный проект я проводила с детьми дошкольного возраста и должна заметить, что данные занятия были более интересны детям, чем обычные уроки.
Принципиальное отличие проектного метода в среде дошкольников и школьников заключается в том, что в первом случае преподаватель занимает позицию руководителя проекта, тогда как во втором случае он лишь направляющий.
Я считаю, что проектная деятельность обеспечивает школьникам наиболее высокий уровень самостоятельности, они выступают в роли разработчиков и исполнителей проекта. Эта форма работы позволяет детям почувствовать себя взрослыми, проявить себя в социально значимой деятельности. В результате у детей формируются универсальные полезные навыки ( умение ставить задачи и выполнять намеченное, рационально распределять свою работу, умение сотрудничать), а также решаются специальные воспитательные задачи.
Очень широко используются и компьютерные презентации на уроках компьютерной презентации.
Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:
повысить мотивацию учащихся;
использовать большое количество иллюстративного материала;
интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске;
вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.
Компьютер не используется постоянно в течение всего урока, а лишь служит средством для поиска необходимой информации, а также стимулом для формирования речевых высказываний. Общее время использования компьютера на уроке не превышает 20 минут.
Следовательно можно сделать следующий вывод: компьютер не заменяет учителя на уроках иностранного языка, а является эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля. Использование компьютера в учебном процессе хотя и проблематично, но очень важно.
Дискуссии способствуют формированию личной позиции учащихся в отношении той или иной проблемы, которая кажется значимой, интересной для них. Дискуссия может быть организованна в форме « круглого стола», ток шоу, брейн-ринга. К участию в дискуссии могут и должны привлекаться родители, представители различных профессий- медикиБ юристы и т.д. Как классный руководитель я проводила такую дискуссию, в которой участвовали учащиеся моего класса, их родители и инспектор по делам несовершеннолетних. Дискуссия была долгой, но дала положительные результаты.
Лекция- самая популярная для взрослых и « нелюбимая» среди учащихся форма работы. Однако при обсуждении ряда тем такая форма оказывается необходимой. Как можно увеличить коэффициент ее полезного действия?
При выборе темы следует учитывать интересы и возрастные особенности аудитории. Предоставляемая информация должна быть объективной и достоверной.
Помимо классических вариантов лекций могут использоваться такие формы, как лекция – дискуссия и лекция с обратной связью.
Лекция – дискуссия включает не только сообщение материала, но и его обсуждение.
При проведении лекции с обратной связью учитель предоставляет проблемную информацию, которая затем обсуждается в малых группах. Задача групп- не только высказать свое отношение, но и предоставить свой вариант решения проблемы.
Игры. Традиционно принято рассматривать игру как ведущую форму деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Между тем игра продолжает сохранять свое значение и на последующих возрастных этапах. Так у старших школьников игра становится формой реализации мотивации и самоопределения. На своих уроках я использую ролевые, ситуационные игры, которые эффективны для отработки того или иного материала.
Но нельзя говорить о методах здоровьесберегающих технологий не затронув здоровьесберегающие условия и приемы.
Здоровьесберегающие условия и приемы
1. Выполнение санитарных правил и норм (режим проветривания, освещенности, эстетики. фуикциональности кабинета, режим питья).
2. Система релаксационных пауз и упражнений для опорно-двигательного аппарата, зрения. слуха, нервной системы в соответствии с возрастом (к 5 классу дети должны овладеть приемами релаксации и иметь Возможность на уроке применять их по потребности), интенсивностью работы и номера урока в расписании.
З. Снятие гиподинамии и статичности: смена позы за столом, работа стоя, в движении. Использование на уроке всего пространства класса, а ели нужно, и рекреации.
4. В любом случае заботиться о своем здоровье и о здоровье детей, не отдавать предпочтения плотности урока за счет здоровья. При нарастании утомления падает продуктивность и возрастает раздражение учителя и ребенка. Для себя и детей сформулировать цель и задачу. которых можно достичь за 40 минут:
Например:
Сегодня на уроке мы:
• Узнаем о
• Понаблюдаем за
• Составим правило (алгоритм)
• Поупражняемся в
• Поищем способы решения
• Постараемся запомнить...
• Научимся делать (решать)...
и так далее.
Обобщение и выводы каждого этапа урока делаются в логике данной цели.
5. Максимально раскрепостить ученика и освободить учителя:
• Снятием гиперопеки (учитель оказывает помощь по своей инициативе только очень застенчивым детям)
• Поощрением вопросов детей по теме урока
• Предоставлением возможности самостоятельной деятельности в индивидуальном темпе и объеме
• Организацией способа обратной связи, которая оговаривается в инструкции к заданию («Когда выполните задание, то...»)
• Снятием страха ошибки: создание условий безоценочного тренинга (на отдельных листах, карандашом, чтобы можно было стереть, на индивидуальных досках и т.д.), свобода общения друг с другом и учителем, использование справочников и учебников, свободный обмен мнениями (без оценки)
б. Эффект принуждения смягчить:
• Заменой учебной деятельностью или дидактической игрой с заранее оговоренными правилами, которые неукоснительно выполняются и не меняются в процессе выполнения;
• Предоставлением каждому учащемуся права выбора задания или его части, предложенных учебником