« Повышение мотивации учащихся через интеграцию
английского языка и предметов школьной программы »
(из опыта работы учителя английского языка
Хворостьяной Натальи Васильевны).
Изменения последнего времени в процессе образования,
продиктованы требованиями современного общества максимально раскрыть
индивидуальные способности и дарования человека. А затем на их основе
сформировать компетентную и мобильную личность, умеющую делать правильный
профессиональный и социальный выбор, способную отстаивать свою гражданскую
позицию.
Для реализации и решения задач, стоящих перед современной
школой, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению
содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через
интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования,
основанные на деятельностном подходе.
Известно, что качество знаний определяется тем, что с ними умеет делать
обучаемый. Трудности возникают и в связи с сокращением времени на изучение
классических школьных предметов. Все эти обстоятельства создают базу для новых
теоретических исследований в области методики, требуют иных подходов в
организации учебного процесса.
В методике естественнонаучных дисциплин накопилось
достаточное количество проблем. Среди них и проблема интеграции разветвленной
системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и форм
организации обучения. Обновление образования требует использования
нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе и
интегрированных, которые и формируют как раз тот деятельностный подход, о
котором много говорится.
МБОУ
« Гимназия №5 г.Белгорода» с 2008
принимает участие в региональном эксперименте « Интеграция
английского языка и предметов школьной программы как форма повышения языковой
компетенции учащихся средних общеобразовательных учреждений». С 2011 года наша гимназия является региональной
инновационной площадкой « Интеграция английского языка и предметов школьной программы».
В своей работе я использую технологию
интегрированного обучения на младшем и среднем этапе обучения. За данный период
времени мною были разработаны программы
по следующим темам: « Английский язык и природоведение». 5 класс
(2008г.), « Английский язык и география». 6 класс, « Английский язык и ХКР». 9
класс, « Английский язык и литература». 6 класс (2009г.), «The Fascinating
World» (английский язык и технология). 5 класс, «We And The
World Around Us» (английский язык и окружающий мир). 4 класс, «Useful
Geography» (Английский язык и география). 7 класс, «Amusing mathematics» (английский язык и математика). 5 класс( 2010
г.). Сейчас я работаю над программой « Английский и русский языки» в 5 классе.
Программы « Английский язык и природоведения для 5 классов»,
«
Английский язык и ХКР для 9 класса», « Английский язык и география для 6 класса»
были опубликованы в сборниках « Интеграция английского языка и предметов
школьной программы естественно-математического цикла»
(
Белгород 2009г.), « Интеграция английского языка и предметов школьной программы
выпуск 1 и выпуск 3» (Белгород 2010г.). Я принимаю активное участие в областных
и городских семинарах на которых были даны открытые уроки по темам: "Действия с десятичными
дробями. Decimal fractions.” в 5 классе(Семинар
для учителей математики Белгородской области по теме «Теоретические основы
интеграции. Возможности интеграции в обучении математике в условиях современной
гимназии»), « Употребление предлогов в речи» в 7 классе, « Неопределенная форма
глагола. Правописание –ться и –тся» в 4 классе, « Тайны Вселенной» в 5 классе (
2011 г.).Публикую свои материалы на сайте it-n.ru.
Как
Вы смогли заметить интегрированное обучение не регламентировано ни предметом,
ни возрастными категориями учащихся, ни тематикой. Оно напрямую связано с
личной заинтересованностью учителя сделать свой урок информативнее,
заинтересовать учащихся, так как интеграционное поле очень широко.
Следует
отметить, что интегрированный
урок - это специфическая форма занятия. Главное на нем - это изучение
междисциплинарных объектов. Именно на таких уроках учащиеся имеют возможность получения глубоких и
прочных знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно
по-новому осмысливая события и явления. На интегрированном уроке имеется
широкая возможность для синтеза знаний, формирования умений использования
знаний из одной отрасли в другой. Это, в свою очередь, стимулирует
аналитико-синтетическую деятельность учащихся, развивает потребность в
системном подходе к объекту познания, формирует умение анализировать,
сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности. Благодаря
всему этому достигается целостное восприятие действительности как необходимая
предпосылка целостного мировоззрения. Именно на интегрированном уровне
формируются умения, развиваются мышление, память, воображение, происходит
сознательное усвоение социальных норм, вырабатываются убеждения.
Интегрированным урокам присущ значительный образовательный и воспитательный
потенциал, который успешно реализуется при следующих дидактических условиях:
а) правильное вычленение объекта изучения;
б) тесное сотрудничество учителей при подготовке урока;
в) руководство работой учащихся, готовящихся выступать на уроке (архивариусы,
дублеры, статисты и др.);
г) активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока;
д) правильный выбор формы проведения урока;
е) обязательное использование приемов обратной связи.
Результат:
Учащиеся
формулируют вывод о возможности применения межпредметных знаний на уроке
иностранного языка.
Во
время работы над календарно-тематическим планированием необходимо определить
количество интегрированных уроков, их тематику и сроки проведения. Критериями
оптимальности являются их необходимость и достаточность для достижения
поставленных образовательных целей. Следующая задача состоит в том, чтобы
определить близкие темы по интересующей области науки. Творчески работающему
учителю такая задача по плечу, хотя требует новых подходов к видению цели
урока. Чем тщательнее учитель поработал на этапе планирования, тем эффективнее
проходит второй этап – исполнительский. На третьем этапе проводится анализ
урока, на котором необходимо учесть все его достоинства и недостатки.
Мною
были проведены мониторинги, направленные на выявление уровней эмоциональной напряженности учащихся во время урока и ранжирование учеников по предметам. Результаты
говорят о следующем:
низкий
уровень эмоциональной напряженности у 25 % учащихся,
средний
уровень эмоциональной напряженности у 70 % учащихся,
высокий
уровень эмоциональной напряженности у 5 % учащихся.
Средний
балл по английскому языку за год- 4,3.
Средний
балл по интегрируемому предмету за год-4,8.
Средний
балл за интегрированные уроки по английскому языку-4,8.
Средний
балл за интегрированные уроки по интегрируемому предмету-4,8.
Практика
работы показала плодотворность интеграции и выявила перспективы дальнейшего
развития и совершенствования такого подхода к обучению. Каждый из нас стремится
к педагогическому мастерству. Оно достигается, помимо тщательной подготовки к
своим урокам, глубоким самоанализом, изучением опыта своих коллег и внедрением
в свою практику наиболее интересных и эффективных приемов работы и таким
примером являются интегрированные уроки.
|